Николай Андреевич Римский-Корсаков

(1844—1908)
Николай Андреевич Римский-Корсаков

Русский композитор, воспевший красоту жизни, природы, народных песен и сказаний. В своей музыке искусно сочетал реальную действительность с миром фантастики.

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 г. в Тихвине. Отец композитора происходил из старинного дворянского рода. Его предки занимали видные посты в армии и правительстве, начиная с прапрадеда контр-адмирала флота при Елизавете Петровне.

В шесть лет Ника, как звали его родные, начал заниматься музыкой, но учительницы попадались неинтересные и занятия не увлекали. Нике было двенадцать лет, когда отец привез его в Петербург и определил в Морской кадетский корпус. Занимался Ника усердно и ровно. И все же бытовавшие здесь нравы были ему чужды. Он страдал от бессмысленных занятий «фрунтом», муштры.

В этом же году он начал брать уроки по фортепиано у виолончелиста оркестра Александрийского театра Улиха. Занятия сводились главным образом к совместной игре в четыре руки. В 1858 г. Ника начал учиться у известного пианиста Ф.А. Канилле. Педагог пришелся по душе. Под его руководством были сделаны первые опыты сочинительства. Однако старший брат Ники, Воин Андреевич, решил их прекратить, считая, что трата времени на музыку может неблагоприятно сказаться на учебе в корпусе. По-своему он был прав: шестнадцатилетний юноша потерял интерес к морскому делу. Музыка вторглась в его жизнь, отодвинув на второй план все остальное. А тут еще осенью 1861 г. произошла встреча с М. А. Балакиревым, и молодой Римский-Корсаков стал участником балакиревского кружка. Юноша был счастлив, что его принимают как равного эти талантливые люди, увлеченные музыкой.

Но творческие радости были омрачены большим горем: умер отец. Римский-Корсаков тяжело пережил эту утрату.

А осенью 1862 г., окончив Морской кадетский корпус, Римский-Корсаков отправился на три года в кругосветное плавание с твердым намерением продолжать заниматься композицией. Он сразу взялся за сочинение Анданте (andante — буквально «идущий шагом». В музыке умеренно-медленный темп. Так же называется часть симфонии — обычно вторая, написанная в этом темпе) для симфонии на тему русской народной песни о татарском полоне, предложенную Балакиревым. Это произведение он отправил на суд учителя и получил одобрительный ответ. Однако за время плавания Римский-Корсаков больше ничего не написал.

Радостным было возвращение на родину, где его ждали друзья-единомышленники. Римский-Корсаков оказывается, наконец, в той среде, которая стала для него по-настоящему близка. Он много и с жадностью читает, играет на фортепиано, стремясь наверстать упущенное в плавании время.

После возвращения из плавания Римский-Корсаков усердно работал над Первой симфонией, дописывал ее, оркестровал, следуя указаниям Балакирева. В октябре 1865 г. она была исполнена в концерте Бесплатной музыкальной школы. В 1867 г. Римский-Корсаков написал «музыкальную картину» «Садко» для оркестра, принесшую ему заслуженную славу. Стоило приступить к сочинению, как ожили воспоминания о плавании на «Антаре»: картины бушующего моря и нежной зыби, фосфорического свечения океанских вод, черного южного неба с крупными, блестящими звездами. «Садко» — первая работа, в которой Римский-Корсаков по-настоящему почувствовал собственный творческий пульс. И его охватило желание одолеть высоты, казавшиеся еще недавно недоступными. Тогда зародилась и идея «Антара» — программного симфонического сочинения на сюжет восточной сказки.

В эти же годы к Николаю Андреевичу пришла большая любовь. В исполнении произведений членов кружка участвовали две очаровательные девушки — Александра и Надежда Пургольд. Римский-Корсаков все чаще бывает у Пургольдов. Он восхищается игрой Надежды, и не только игрой; ему нравится делиться с ней мыслями и жизненными планами.

Летом 1869 г., написав первый хор задуманной оперы, он поспешил на дачу к Пургольдам. Услышав в исполнении Надежды пронизанную страхом и тоской мелодию, так странно диссонирующую с перезвоном колоколов, он окончательно понял, что будет писать «Псковитянку». Мысль об этой опере неотступно преследовала его уже много месяцев. Написанная в начале 1860-х годов, но запрещенная к постановке, пьеса Л. Мея «Псковитянка» привлекла внимание Балакирева и Мусоргского. Они настойчиво рекомендовали ее Римскому-Корсакову как основу для оперного либретто. Четыре года продолжалась работа над «Псковитянкой». Это было время, до предела заполненное событиями, переживаниями. Многое изменилась в жизни Римского-Корсакова. Умер любимый брат Воин Андреевич. Душевная близость, возникшая между ним и Надеждой Пургольд в первый год знакомства, постепенно выросла в нежную привязанность. В декабре 1871 г. Надежда стала невестой Римского-Корсакова.

Разучивание оперы началось осенью 1872 г., когда молодожены вернулись из свадебного путешествия по Швейцарии и Северной Италии. В январе 1873 г. состоялась премьера. Публика хорошо приняла оперу: за полтора месяца прошло десять спектаклей при полном зале.

Отшумели аплодисменты премьеры, жизнь вернулась в обычную колею. Дел было много. Еще в 1871 г. Римский-Корсаков начал преподавать в консерватории. Только приступив к работе, он понял, насколько значительны пробелы в его музыкальном образовании. Но его длительный и нелегкий труд по техническому совершенствованию своего мастерства в 1873—1878 гг., неотделимый от освоения классического наследия, не встретил понимания балакиревцев. В. В. Стасов и М. П. Мусоргский, горячие поборники эстетических принципов «Могучей кучки», расценивали это как предательство. Мрачные прогнозы балакиревцев будто оправдались: искания Римского-Корсакова не принесли ожидаемых плодов. Новая, Третья симфония, впервые исполненная под управлением автора в феврале 1876 г. в зале Дворянского собрания, была встречена сдержанно и публикой, и прессой. Не лучшая участь постигла и созданный в 1875 г. струнный квартет. По-видимому, новая композиторская техника еще довлела над стилем письма Римского-Корсакова, мешала свободному полету вдохновения.

Композитор страстно мечтал о том, чтобы писать легко, непринужденно. И вот пришло вдохновение в ярком и пестром наряде чудесной украинской народной песни, вместе с благоуханием теплой южной ночи, серебристым сиянием месяца над зеркальной гладью прудов; пришло прямо со страниц Поэтичных гоголевских рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки». Римский-Корсаков хорошо знал «Майскую ночь», не раз читал в детстве, слушал у Балакирева, где любили читать Гоголя вслух. «Майская ночь» создавалась в 1878 г. Составляя либретто, Римский-Корсаков стремился сохранить сюжет повести Гоголя, колоритный язык ее героев. Опера писалась быстро: за месяц был создан целый акт. «Майская ночь» пронизана мелодией полнокровной, идущей от сердца, способной обобщенно выразить и чувство героя, и сценическую ситуацию, и динамику действия. В опере появляются самостоятельные номера — песни, ансамбли, сцены.

«Майская ночь» была закончена, но Римскому-Корсакову не хотелось уходить из мира сказок, где доброе всегда красиво, а злое уродливо, где наказан порок и справедливость торжествует. Он попросил у знаменитого драматурга А. Н. Островского разрешения использовать для оперы пьесу «Снегурочка», сам составил либретто, которое драматург одобрил.

«Снегурочка» увидела свет рампы в начале 1882 г. Н. Ф. Тюменев, ученик Римского-Корсакова, вспоминал о премьере: «Поставлена «Снегурочка» была роскошно... Таких постановок уже давно не бывало на нашей сцене... Костюмы даже на хористах и статистах были великолепны... Вокальное исполнение, за немногими исключениями, было вполне удовлетворительно». Островский, для которого сценическая жизнь «Снегурочки» была неотделимой от музыки Чайковского, сказал: «Музыка Корсакова к моей «Снегурочке» удивительна; я ничего не мог никогда себе представить более подходящего и так живо выражающего всю поэзию древнего языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

«Снегурочка» наполнила сердце композитора жизненной силой, помогла пережить горе и холод невосполнимых утрат. В феврале 1881 г. не стало Мусоргского. Через шесть лет умер Бородин. После смерти Мусоргского и Бородина композитор принялся за сложнейшую работу — завершение их незаконченных произведений. Это ему удалось блестяще. Интенсивная жизнь Римского-Корсакова в 1880-е годы, работа над творческим наследием друзей, педагогическая, дирижерская, общественная деятельность отодвинули на второй план сочинение музыки. И все-таки именно тогда Римский-Корсаков создал два великолепных симфонических произведения — «Испанское каприччио» и «Шехеразаду», сказку в музыке.

Весной 1894 г. Римский-Корсаков начал сочинять вторую оперу на гоголевский сюжет — «Ночь перед Рождеством» и почти одновременно работал над «Садко». Много лет не давала ему покоя «недопетая» песня о сказочном гусляре, теперь он решил вернуться к ней, создать крупное эпическое полотно на основе старинных былин и сказаний.

Композитору было уже за пятьдесят, но в душе расцветала весна — праздничная, ликующая, полная вдохновения. Послушный ее призыву, он писал с упоением. Рождались певучие романсы, за ними — две одноактные оперы — «Вера Шелога» и «Моцарт и Сальери», уже зрели мысли о «Царской невесте». Хотелось сделать как можно больше. Быть может, потому, что знал: теперь не надо просить о постановке. Директор Частной оперы С. И. Мамонтов готов был поставить у себя все, что напишет Римский-Корсаков.

Приступая к работе над «Царской невестой», композитор стремился, чтобы стиль оперы был по преимуществу певучим. Поставленной цели он добился. Премьера прошла успешно: аплодисменты, цветы, восхищение почитателей, сочувствие публики, торжество театра... Но...

Холодно встретили оперу «беляевцы» (Беляевский кружок — группа музыкантов, объединявшаяся в 80—90-е годы XIX в. в Петербурге вокруг М. Беляева): не одобрил А. К. Глазунов, вежливо промолчал А. К. Лядов, пожал плечами Ц. И. Кюи.

В 1899 г. Россия отмечала столетие со дня рождения А. С. Пушкина. Римский-Корсаков принял деятельное участие в торжествах. Знаменательной дате он посвятил кантату «Песнь о вещем Олеге» и оперу «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». В октябре 1900 г. опера была поставлена у Мамонтова в чудесных декорациях и костюмах М. Врубеля. Успех был полным.

Едва закончив «Сказку о царе Салтане», композитор начал работать над оперой «Сервилия» на сюжет из эпохи Древнего Рима. Это произведение, малоинтересное по содержанию и сценическому решению, не имело успеха. Не имел успеха и «Пан воевода» — «оперное интермеццо» из жизни шляхетской Польши, посвященное памяти Шопена.

Напряженная композиторская и педагогическая деятельность сказалась на здоровье Римского-Корсакова. Однако в 1902 г. он закончил одно из своих самых новаторских произведений — оперу «Кащей Бессмертный».

После Кровавого воскресенья 9 января 1905 г. Римский-Корсаков, поддержавший студенческие волнения, был уволен из консерватории. Это событие всколыхнуло общественность. Вслед за Римским-Корсаковым из консерватории в знак протеста ушли Глазунов, Лядов и другие профессора.

Осенью 1906 г. Римский-Корсаков приступил к работе над «Золотым петушком». Пушкинская сказка привлекла композитора отточенностью пародийного жала, бичующим остроумием, антимонархической направленностью. «Золотой петушок» был закончен летом 1907 г. Директор императорских театров Теляковский хотел сразу осуществить постановку в Большом театре, но московский генерал-губернатор воспротивился. Опера была исполнена лишь в 1909 г., но ее Римскому-Корсакову уже не удалось увидеть. Незаметно подкралась тяжелая болезнь. 21 июня 1908 г.


Скачать бесплатно классическую музыку
Римского-Корсакова