Иоганнес Брамс

(1833-1897)
Иоганнес Брамс

Немецкий композитор, которого Шуман называл «идеальным выразителем времени, чье мастерство не проклевывается из земли робкими ростками, а сразу расцветает пышным цветом». Брамс же сам себя именовал «сторонним наблюдателем», всю жизнь был очень знаменит и очень одинок.

Иоганнес Брамс родился 7 мая 1833 г. в гамбургском квартале Шлютерсхоф, где семья занимала квартирку, состоящую из комнаты с кухней и крошечной спальни. Вскоре после этого родители переселились на Ультрихштрассе, пользовавшуюся дурной славой из-за множества расположенных здесь борделей.

Мальчик заинтересовался фортепиано, и поэтому в возрасте семи лет отец отвел его к именитому пианисту Отто Фридриху Виллибальду Косселю. В десять лет Брамс уже выступал в престижных концертах, где исполнял партию фортепиано, и даже был приглашен в турне по Америке. Косселю удалось отговорить родителей Иоганнеса от этой идеи и убедить их, что мальчику лучше продолжить обучение у педагога и композитора Эдуарда Марксена.

В четырнадцать лет Иоганнес окончил частное реальное училище и продолжил музыкальное образование. Отец стал привлекать Брамса для вечерней работы в различных местах. Иоганнес был хрупким, часто страдал от головных болей. Возможно, сказалось долгое пребывание в душных, прокуренных помещениях и постоянное недосыпание из-за работы по ночам.

Уже в двадцать лет Брамс производил на окружающих впечатление эгоцентрика и интроверта, «стороннего наблюдателя», как он именовал себя в более поздние годы жизни. Он предпочитал отказываться от новых знакомств и жить в мире творчества.

Благодаря рекомендации его друга, скрипача Йозефа Иоахима, Брамсу представилась возможность лично познакомиться с Робертом Шуманом. Это случилось 30 сентября 1853 г. Шуман уговорил Брамса исполнить что-либо из его сочинений и уже после нескольких тактов вскочил со словами: «Это должна слышать Клара!» На следующий день среди записей в расходной книге Шумана появляется фраза: «В гостях был Брамс — гений». Клара Шуман тоже отметила первую встречу с Брамсом в своем дневнике: «Этот месяц принес нам чудесное явление в лице двадцатилетнего композитора Брамса из Гамбурга. Это — истинный посланец Божий! По-настоящему трогательно видеть этого человека за фортепиано, наблюдать за его привлекательным юным лицом, которое озаряется во время игры, видеть его прекрасную руку, с большой легкостью справляющуюся с самыми трудными пассажами, и при этом слышать эти необыкновенные сочинения...».

Сам Брамс увидел в Кларе нечто возвышенное: супруга знаменитого Шумана, мать шестерых детей, именитая пианистка, кроме того, она была красивой и утонченной женщиной. Он был принят семьей Шумана не только как ученик, но и как сын. Иоганнес долгое время жил у них до самой смерти Роберта Шумана в июле 1856 г.

Постоянное пребывание рядом с Кларой Шуман породило конфликтную ситуацию, которая определила весь его дальнейший путь, поскольку Иоганнес всю жизнь находился в плену обаяния этой выдающейся женщины. Для юного, неопытного и несколько неуклюжего Брамса Клара стала предметом романтической страсти.

Как ни парадоксально, но после смерти мужа Клары Брамс решил разорвать их отношения. Он понял, что ему нужна творческая свобода. Инстинкт гения подсказал ему путь самопожертвования и печального одиночества.

С 1857 по 1859 г. он был учителем музыки и хоровым дирижером при дворе Детмольда, где он смог найти желанный покой после отмеченных тревогой и беспокойством лет, проведенных в Дюссельдорфе. Светлый, беззаботный настрой души Брамса в этот период отразился в его музыке — серенадах ре-мажор и си-мажор.

В конце июля или в начале августа 1858 г. Брамс познакомился в Геттингене с дочерью профессора Агатой фон Зибольд. Он очень сильно был влюблен в эту девушку, но снова победила «готовность к бегству», и их отношения не привели к браку.

«Гамбургский период» жизни Брамса начался с триумфального исполнения 24 марта 1859 г. его фортепианного концерта ре-минор. Годы, проведенные в Гамбурге, дали мощный толчок его творчеству, и ко времени отъезда в Австрию он написал несколько квартетов, трио си мажор, три фортепианные сонаты, а также множество скрипичных пьес.

8 сентября 1862 г. Брамс впервые приехал в Вену. Здесь он показал квартет соль-минор знаменитому в то время пианисту Юлиусу Эпштайну. Восхищение Эпштайна было столь велико, что скрипач Йозеф Хельмесбергер, присутствовавший при первом исполнении, тотчас включил это произведение «наследника Бетховена» в программу своих концертов и 16 ноября исполнил его в концертном зале Общества друзей музыки.

Брамс с восторгом сообщал родителям, как тепло он был встречен в Вене. Ему удалось получить место хормейстера Венской вокальной академии осенью 1863 г. Но его деятельность в качестве хормейстера продолжалась всего один сезон, частично из-за интриг, частично из-за того, что Брамс предпочитал не связывать себя никакими обязательствами и быть свободным для творчества.

В июне 1864 г. Брамс снова уехал в Гамбург. Отношения между его родителями были очень сложными, и они разошлись вскоре после возвращения сына домой. Иоганнес подыскал отдельную квартиру для матери и сестры, помогал им материально и всячески поддерживал.

Вскоре мать Брамса скончалась от инсульта. Иоганнес тяжело переживал ее кончину. В это время у него начинает вызревать план сочинения «Немецкого реквиема». Об истории создания «Немецкого реквиема» известно только, что этот проект занимал композитора более десяти лет и что Брамс, потрясенный трагической судьбой Шумана, вскоре после его смерти хотел сочинить траурную кантату. Смерть матери могла стать последним толчком к продолжению и завершению реквиема. Брамс закончил шестую часть реквиема только в 1868 г. и написал на титульном листе: «В память о матери».

Первое исполнение еще не завершенного сочинения 10 апреля 1868 г. состоялось в Бремене и потрясло слушателей. Восхищенных отзывов реквием удостаивался и в дальнейшем. Например, «Новая евангелистская церковная газета» после исполнения произведения 18 февраля 1869 г. в Лейпциге писала: «И если мы ожидали гения... то после этого реквиема Брамс действительно заслужил этот титул». Одна из величайших удач в жизни Иоганнеса Брамса — знакомство со знаменитым хирургом Теодором Биллротом, приглашенным в 1867 г. в Венский университет. Биллрот — большой любитель музыки — стал для Брамса одновременно и другом, и критиком, и покровителем.

В январе 1871 г. Иоганнес получил известие от мачехи о том, что его отец тяжело болен. Когда Брамс в начале февраля 1872 г. приехал в Гамбург, то увидел, что отец безнадежен. На следующий день отец скончался. Сын тяжело переживал его смерть.

Осенью того же года Брамс начал свою деятельность в качестве артистического директора Общества друзей музыки в Вене. Однако работа в Обществе вскоре стала тяготить композитора — он выдержал лишь три сезона. Он переселился в Баварские горы, где в Тутцинге, под Мюнхеном, начал работать над большой симфонической формой. Там же появились два скрипичных квартета до-минор, которые он посвятил Биллроту.

В конце января 1874 г. Брамс выступал с концертами в Лейпциге, там он в начале февраля встретил свою бывшую ученицу — баронессу Элизабет фон Штокхаузен из Вены. Десять лет назад он внезапно перестал заниматься с ней из-за боязни «наделать глупостей» и без ума влюбиться в эту одаренную, красивую и умную девушку. И вот он снова встретил ту, чья красота не угасла с годами. Элизабет уже давно была замужем за композитором Генрихом фон Герцогенбергом, к которому Брамс относился с почтением. Теперь Иоганнес без боязни за свою свободу и независимость снова влюбился в Элизабет, но эта влюбленность носила, скорее, платонический характер.

Между тем в 1875 г. финансовое положение Брамса настолько укрепилось, что он мог большую часть времени посвятить творчеству. Он завершил работу над квартетом до-минор, которая была начата еще в доме Шумана, кроме того, после двадцатилетнего процесса вызревания приняла окончательную форму его Первая симфония.

Летом 1877 г. в Пёртшахе на озере Вёртер была закончена Вторая симфония, в 1878 г. последовали скрипичный концерт ре-мажор и соната для скрипки соль- мажор, получившая название «Соната дождя». В этом же году Брамс стал почетным доктором университета в Бреслау, по случаю чего отпустил роскошную бороду, которая придавала ему солидный вид.

В 1880 г. Брамс отправился в Бад-Ишл, думая, что там его меньше будут беспокоить туристы и охотники за автографами. Место действительно было очень спокойным, что способствовало укреплению его здоровья и прекрасному душевному настрою. Тогда же началась дружба Брамса с Иоганном Штраусом. Брамс был очарован личностью и музыкой этого композитора.

Летом следующего года Иоганнес переселился в Прессбаум, где завершил Второй фортепианный концерт, радостный характер которого напоминает о живописном ландшафте Венского леса. А вот лето 1883 г. привело Брамса на берега Рейна, в места, связанные с его юностью. В Висбадене он нашел уют и комфортную атмосферу, вдохновившую его на создание Третьей симфонии.

Последняя, Четвертая симфония, была сочинена в 1884—1885 гг. Первое исполнение 25 октября 1885 г. в Майнингене вызвало единодушное восхищение. После успешной премьеры Четвертой симфонии Брамс пребывал в отличном настроении, даже стал любезным и общительным. Следующие три лета в Хофштеттене (Швейцария) были для него счастливым временем. Здесь появились Вторая соната для скрипки, «Соната мейстерзингеров», а также Третья соната для скрипки. Наряду с этими произведениями были сочинены фортепианное трио, концерт для скрипки и виолончели.

Брамс был в зените славы. Помимо друзей и поклонников его таланта, специальные «Брамсовские центры» заботились о том, чтобы ближе познакомить публику с его сочинениями. Особенно чтили композитора в Вене, где впервые исполнялось большинство его произведений. Последний период жизни Брамса был спокойным и размеренным: он наслаждался уютной атмосферой своего холостяцкого дома и независимостью.

Брамс не переставал работать, в последние годы он завершил цикл немецких народных песен. К сожалению, радость творчества все чаще омрачалась болезнями. Брамс умер утром 3 апреля 1897 г.


Скачать бесплатно классическую музыку
Брамса