загрузка...

Людвиг Ван Бетховен

(1750—1827)
Людвиг Ван Бетховен

Один из создателей венской школы классической музыки. Его произведения полны героики и трагизма, в них нет и следа галантной изысканности музыки Моцарта и Гайдна. Бетховен считал, что «музыка должна высекать огонь из души человека».

Величайший немецкий композитор родился 16 декабря 1770 г. в Бонне, где его дед Людвиг ван Бетховен был капельмейстером, а отец Иоганн ван Бетховен — тенором в курфюрстской капелле.

Это был уже второй по счету Людвиг в семье: первый появился двумя годами раньше и вскоре умер. В метрической книге боннской католической церкви св. Ремигия сохранилась запись о том, что Людвиг Бетховен крещен 17 декабря 1770 г.

Людвиг очень рано проявил поразительное музыкальное дарование. К сожалению, он рос в тяжелой семейной обстановке, которая оказала на него большое влияние и сделала его характер довольно мрачным и замкнутым. В семье не слишком заботились о его развитии, а музыкальное образование Бетховена, которым занимался отец, судя по всему, велось неправильно. Так случилось, что Бетховен встретил участие и поддержку людей совершенно посторонних — семейства Бреннинга, с которым он познакомился тринадцати лет от роду.

Первыми учителями музыки Бетховена были его отец, а затем гобоист Пфейфер. Обнаружив у сына незаурядный талант, отец заставлял его часами просиживать за клавесином. Слава маленького Моцарта не давала покоя Бетховену-старшему, и он принуждал несчастного ребенка играть упражнения по семь-восемь часов в день. Иногда у Бетховена-старшего появлялось желание позаниматься с ним и ночью. Никакие уговоры перепуганной матери не могли помешать этим мучительным ночным урокам. И только яркий талант ребенка, его непреодолимое влечение к музыке помогли ему перенести такое жестокое обращение и не отпугнули навсегда от искусства. В восемь лет маленький Бетховен дал первый концерт в Кёльне, а за ним последовали концерты и в других городах.

Среднего образования Людвигу не удалось получить: семья жила в нужде. Однако до десяти лет Людвиг посещал начальную школу. Главным предметом там являлась латынь, изучались также арифметика и немецкая грамота. Маленький Бетховен так и не овладел тайнами умножения и всегда бывал не в ладу со знаками препинания. Став старше, он жадно стремился восполнить пробелы в своих знаниях и через несколько лет научился бегло читать по-латыни, переводил речи Цицерона, овладел французским и итальянским языками.

Музыкальные успехи Бетховена вскоре обратили на него всеобщее внимание. Особенно удивительной казалась его блестящая игра на фортепиано, соединенная с необыкновенной способностью к импровизации. В игре на органе Бетховена совершенствовали придворный органист Ван дер Эден и капельмейстер Нефе, и уже в 1785 г. он был назначен придворным органистом, оставаясь в то же время альтистом при оркестре.

У Нефе Бетховен учился не только игре на органе, но и — с десяти лет! — постигал тайны композиторской техники. Нефе с самого начала обучения понял, что его гениальному ученику, обладающему необузданной фантазией, недостает сдержанности, дисциплины и культуры. Путь к ним лежал через глубокое и всестороннее изучение творчества великих композиторов. Нефе писал, что изучил с маленьким Бетховеном сборник прелюдий и фуг Иоганна Себастьяна Баха «Хорошо темперированный клавир», — а надо сказать, что имя Баха в то время было известно лишь узкому кругу музыкантов, но высоко чтилось ими.

Первое известное нам сочинение Бетховена — фортепианные вариации на тему марша ныне забытого композитора Э. Дресслера — относится к 1782 г. Годом позже двенадцатилетний Бетховен написал три сонаты для клавесина. Усердно занимаясь композицией, Бетховен пробовал свои силы и в создании более крупных произведений, из которых особенную известность получили рыцарский балет и большая кантата.

Почувствовав себя уверенно в роли композитора и пианиста, Бетховен в 1787 г. едет в Вену — музыкальную столицу мира. Это непродолжительное путешествие доставило ему радость мимолетной встречи с Моцартом. Вскоре после возвращения Бетховена из Вены умирает его мать, Мария-Магдалина Бетховен. Юноша вынужден был принять на себя все заботы о семье. Воспитание двух маленьких братьев требовало внимания, забот, денег. Бетховен поступил на службу в оперный театр, играл в оркестре на альте, выступал с концертами, давал уроки. Начались суровые будни, тяжелая, полная труда и лишений жизнь.

В эти годы Бетховен складывается как личность, формируется его мировоззрение. Большую роль в этом сыграли его занятия в университете, который он посещал по совету Нефе, правда, очень недолго. Кроме того, в 1789 г. по другую сторону Рейна, во Франции, произошло великое событие — революция, провозгласившая свободу, равенство и братство. Ее идеалы оказали серьезное влияние на общественно-политическую жизнь всех европейских стран.

По ходатайству графа Вальдштейна курфюрст решается отправить молодого музыканта на несколько лет в Вену, чтобы дать ему возможность окончить образование под руководством великого Гайдна. Занятия с Гайдном не принесли желаемого результата — отношения между учителем и учеником не наладились. Зато важную роль в его обучении сыграл Шенк, автор комической оперы «Деревенский цирюльник». В течение нескольких лет Бетховен под руководством Антонио Сальери изучал искусство легко и выразительно писать оперные партии. Маститый композитор с вниманием и симпатией относился к молодому композитору, и их добрые отношения сохранились надолго.

Бетховен учился у лучших музыкантов-педагогов Вены. Моцарт и Гайдн, величайшие из его предшественников, показали ему образец творческого труда в новом классическом направлении. Благодаря Альбрехтсбергеру он основательно изучил контрапункт (вид многоголосия, где все голоса равноправны. Потом, в XX в., это стали называть полифонией). Сальери ввел молодого композитора в круг художественных проблем музыкальной трагедии. Алоис Ферстер учил Бетховена искусству квартетной композиции. Одним словом, гениальный композитор с жадностью впитал в себя не только передовую музыку своего времени, но и богатейший творческий опыт музыкантов-современников. В соединении с невероятной трудоспособностью вся эта усвоенная и переработанная им музыкальная культура сделала Бетховена образованнейшим музыкантом своей эпохи.

В 1795 г. в Вене состоялся первый публичный концерт Бетховена, а в 1796 г. он выехал в Прагу и Берлин.

Бетховен так сжился с Веной, и этот город так нравился ему, что никогда более он его не покидал...

Бетховен выступал преимущественно в салонах венской знати. Благодаря рекомендации курфюрста композитор был принят в аристократическом обществе. Князь Лихновский взял его к себе в дом, князь Разумовский предоставил в его распоряжение свой квартет, а князь Лобковиц — капеллу.

Заняв вскоре после прибытия в Вену первое место в ряду пианистов, к середине девяностых годов Бетховен уже полностью сложился как композитор — и в 1796 г. он, наконец, решился опубликовать свои первые фортепианные сонаты.

Бетховен и в дальнейшем часто обращался к этому музыкальному жанру. Его творческая эволюция, неистощимая изобретательность в использовании художественных возможностей крупного инструментального цикла полней всего отразились именно в его 32 сонатах.

Вехи этой эволюции отмечают три популярнейшие сонаты — «Патетическая» и «Лунная» (1801) и «Аппассионата» (1804). Лирико-драматическая сущность «Патетической» и «Лунной» характерна для первого периода творчества Бетховена. Второй период запечатлен в пламенной выразительности «Аппассионаты». Быть может, ни в каком другом музыкальном произведении трагизм борьбы не нашел столь потрясающего выражения, как в «Аппассионате».

В первое десятилетие пребывания в Вене (он приехал в Вену в 1778 г.) музыкальное развитие Бетховена протекало очень интенсивно. Он создал более 100 произведений в разных жанрах: 17 фортепианных сонат, 9 сонат для скрипки с фортепиано, 3 фортепианных концерта, 2 сонаты для виолончели с фортепиано, музыку к балету «Творения Прометея» и многое другое. Он создает свою Первую симфонию (1800) и задумывает Вторую...

Однако его поджидает полоса неприятностей и страданий. Бетховен начинает чувствовать ослабление слуха. Врачи не могут помочь ему. «Уже три года, как мой слух все более слабеет, — писал он друзьям в 1802 г. — В театре я должен, чтобы понимать артистов, садиться у самого оркестра. Если я сажусь подальше, то не слышу высоких нот инструментов и голосов... Когда говорят тихо, я едва слышу; да, я слышу звуки, но не слова, а между тем, когда кричат, это для меня невыносимо...»

Осенью 1801 г. жизнь еще улыбается Бетховену: он признается Вегелеру, что любит «милую, чудесную девушку» и любим ею. Это девушка из аристократической семьи, но все-таки Бетховен даже помышляет о браке. Он надеется на то, что будет концертировать, добьется денег, славы, независимости — и тогда брак станет возможным.

Особа, вызвавшая столь пылкие чувства Бетховена, — его семнадцатилетняя ученица, графиня Джульетта Гвиччарди, — была на редкость неподходящей кандидатурой в его супруги. Приехавшая в столицу из провинциального города, эта барышня обладала хорошими музыкальными способностями, была кокетливой, бойкой, но пустой и легкомысленной девушкой. Бетховен был близок с ее кузинами и кузеном, молодыми венгерскими графами Брунсвик. Джульетту привлекала его популярность и даже его странности. Сам же Бетховен был неравнодушен к женской красоте и никогда не отказывался давать уроки молодым красивым девушкам. Не отказался он и на этот раз. Денег за занятия с Джульеттой он не брал. В качестве компенсации Джульетта дарила ему собственноручно вышитые шарфы. Лето 1801 г. Бетховен провел в Венгрии в имении Брунсвиков — Коромпа. Это время, проведенное с Джульеттой, было счастливейшим для Бетховена.

Однако вскоре появился соперник — молодой граф Р. Галленберг, возомнивший себя великим композитором. Искренно поверив, что «талант» Галленберга не находит признания из-за интриг, Джульетта не на шутку увлеклась графом. Она отдавала предпочтение Галленбергу не только как претенденту на ее руку, но и как музыканту! В 1802 г. в отношениях между Бетховеном и Джульеттой произошло охлаждение, в следующем году она вышла замуж за Галленберга и уехала в Италию.

В имении Брунсвиков сохранилась беседка, в которой, по преданию, была написана «Лунная» соната, изданная в 1802 г., с посвящением Джульетте. Как правило, исследователи творчества Бетховена связывают «Лунную» сонату с любовью композитора. Но содержание сонаты настолько выходит за пределы личного переживания, что приходится признать: любовное чувство могло быть лишь поводом к написанию этого выдающегося произведения. «Лунная» предвосхитила позднейшее творчество лучших композиторов-романтиков. Первую часть этой сонаты было бы справедливо назвать первым ноктюрном XIX в.

Бетховен находится в зените славы. Он не бедствует благодаря участию меценатов. «Мне много приносят мои сочинения, — сообщал он друзьям, — и я могу сказать, что имею больше заказов, нежели могу их удовлетворить. На каждую вещь у меня находится по шесть или семь издателей, и даже больше, стоит только захотеть». Бетховен полон творческих сил и замыслов: «Каждый день приближает меня к цели, которую я смутно вижу, не умея определить ее». Не оставлены и честолюбивые помыслы о карьере пианиста. «Мою фортепианную технику я весьма усовершенствовал», — говорил он. И как вопль израненной души звучит признание: «...Когда бы не эта болезнь! О, будь я избавлен от нее, я хотел бы обнять весь мир!»

Но ему не всегда хватает мужества стоически переносить несчастье. Осенью 1802 г. по предписанию врачей Бетховен живет в одиночестве в предместье Вены Гейлигенштадте. Там он составляет завещание. Вот строки из него: «Высокое мужество покинуло меня... О провидение, дай мне хоть раз увидеть день, один лишь день неомраченной радости! Когда, о Боже, когда я смогу ощутить ее опять?.. Никогда? Нет, это было бы слишком жестоко!»

Он мечется между отчаянием и надеждой. В Гейлигенштадте композитор создает Вторую симфонию — светоносную музыку, полную энергии и динамики. Но здесь же его посещает мысль и о том, что пришла пора окончить счеты с жизнью. «Надежда, которую я принес сюда, — пишет Бетховен в завещании, — о выздоровлении, хотя бы частичном, должна покинуть меня навсегда. Как осенние листья падают и вянут, так и она иссохла для меня...»

Титаническим усилием воли Бетховен переборол малодушие. Годы страданий подводят его к решающему перелому. В дни кризиса задумана Третья симфония. Она открывает новый период его творчества, новый взлет его могучей фантазии.

Героико-драматическая тематика, окрепшая в музыке Бетховена, вполне соответствовала времени. С бесконечным разнообразием Бетховен воплощал ее в Третьей («Героической») и Пятой симфониях, в увертюре «Эгмонт» и Пятом фортепианном концерте, в «Аппассионате» и опере «Фиделио». Свобода, завоеванная в борьбе, героика титанических свершений, стихийный порыв масс — вот главные темы в зрелом бетховенском творчестве.

Этот творческий период длился около десятилетия: от Третьей (1804) до Восьмой симфонии (1812).

Героическое начало воплощено в ряде оркестровых увертюр — «Леонора», «Кориолан». В знаменитой увертюре «Эгмонт» (№10) к одноименной трагедии Гёте излюбленная Бетховеном концепция «от мрака к свету» изложена наиболее концентрированно — через драматизм борьбы к ликующим фанфарам освобождения.

Пятую симфонию (1805—1808), наиболее популярную из всех симфоний Бетховена, называют подчас и наиболее совершенной, лучшей из всех. Однако сам Бетховен не разделял такого мнения: он предпочитал «Героическую». И действительно, «Героическая» симфония открывает новую эпоху симфонической музыки XIX в. Она отличается от всех предыдущих произведений такого рода, в первую очередь своими масштабами. Ее грандиозное строение поражает не только размерами, но и количеством тем, многообразием эпизодов, сложными связями, а главное — величием выраженных идей. Она захватывает богатством мыслей и чувств, могучих порывов и волевых импульсов. Мир образов симфонии неисчерпаем, и вместе с тем музыка настолько насыщена, что язык ее кажется нам лаконичным.

Особое место в произведениях этого периода творчества композитора занимает опера «Фиделио». Это драма состояний. Она развивается от бытовых начальных сцен к трагедии и затем — к финальной кантате, прославляющей завоеванную победу свободы, дружбы и любви. Значительная роль в опере отведена оркестру, развивающему и комментирующему действие; этим, однако, никак не снижается значение вокальных партий.

Опера «Фиделио» оказала огромное влияние на развитие немецкой романтической оперы XIX в. Многие ее новации — декламационность, инструментальная трактовка голоса — получили, например, свое дальнейшее развитие у Вагнера.

Музыка Бетховена пронизана философскими раздумьями о судьбе человека, высокими этическими идеалами и призвана пробудить лучшие человеческие чувства. Но есть и другой Бетховен — безудержно веселый, преисполненный юмора, опьяненный жизнью... Такова, например, музыка Седьмой и Восьмой симфоний.

Бетховен не раз влюблялся в молодых легкомысленных девушек-аристократок, и эти увлечения доставляли ему много страданий. У него было много друзей среди женщин. Однако его личная жизнь так и не сложилась. Вероятно, в 1806—1809 гг. завязалась тесная дружба между композитором и Терезой Брунсвик. Отношения эти до сих пор остаются невыясненными; но нет никакого сомнения в том, что эта выдающаяся женщина всю жизнь была предана Бетховену и одно время отвечала на его страстное чувство. Бесспорно, она сыграла в жизни Бетховена большую положительную роль. Их связывали многолетняя дружба и взаимная привязанность.

Скорее всего, именно ей адресовано знаменитое письмо «бессмертной возлюбленной». Это послание — кем бы ни была его адресатка — кажется обращенным к существу иного рода. Несмотря на выраженное в нем страдание из-за невозможности соединения с любимой женщиной, письмо проникнуто уверенностью во взаимной любви и свидетельствует о том, что отношения между любящими возникли уже задолго до написания письма.

Облик Бетховена с годами изменился, а характер стал еще более замкнутым. Глухота прогрессировала. Раньше он любил подолгу просиживать с друзьями в трактирах, бурно излагая им свои мысли о социальном устройстве общества, о музыке, жизни художника... Однако с осени 1815 г. он уже не слышит их речи — теперь для таких бесед используются тетради, в которых друзья пишут ответы на его вопросы.

В последний раз Бетховен играл свой Четвертый концерт в 1808 г. Дирижерские выступления продолжались и позже, хотя с наступлением полной глухоты давались все более тяжело. На генеральной репетиции оперы «Фиделио», дирижируя и всматриваясь в лица исполнителей и при этом ничего не слыша, Бетховен убедился, наконец, что глухота не позволяет ему довести репетицию до конца. «Он был поражен в сердце и до самой смерти жил под впечатлением этой ужасной сцены», — свидетельствовал современник.

Однако мощь его жизненных впечатлений была так велика, а воля к творческому созиданию столь огромна, что до последнего своего вздоха он жил новыми, все более дерзновенными художественными замыслами и особенно интенсивно воплощал их в зрелые годы. Глухота была чрезвычайно трагична для композитора, но все же не могла пресечь поток вдохновения.

В последнее десятилетие жизни Бетховена формируется поздний стиль его творчества — импровизационный, еще более возвышенный, чем прежде. Интеллектуальное начало преобладает над чувственным. Эта музыка остается действенной, живой и активной, но все же главная роль ныне отводится размышлению: бесконечно-разматываемый клубок философской мысли приводит к столкновению порой полярных состояний. Таковы последние пять струнных квартетов или пять его фортепианных сонат. В них намечалось то, что огромным рывком воли Бетховен закрепил в двух своих самых монументальных произведениях — в «Торжественной мессе» (1818—1823) и Девятой симфонии (1822—1824), в которой он также использовал голоса солистов и хора. В этих творениях Бетховен предстает как великий мыслитель, как строитель небывало масштабной музыкальной формы.

Первое исполнение Девятой симфонии в Вене в 1824 г. стало триумфом. Правда, сам он не слышал ни своей музыки, ни взрывов бурных аплодисментов... Девятая симфония, или симфония с хорами, по праву считается вершиной творчества композитора. Полная революционного оптимизма, величественная симфония венчает творческий путь гения, сумевшего преодолеть личное горе и страдания, сохранить непоколебимую веру в человечество и его прекрасное будущее и пронести эту веру через всю жизнь...

Одолеваемый недугами, Бетховен еще успел написать четыре больших квартета. Это сложные, чрезвычайно глубокие произведения, ставшие последней точкой в работе композитора. 26 марта 1827 г. Бетховена не стало. Рассказывают, что в тот день над Веной бушевала снежная буря и сверкала молния. Умирающий внезапно выпрямился и в исступлении кулаком погрозил небесам, как будто не соглашаясь смириться с неумолимой судьбой.


Скачать бесплатно классическую музыку
Бетховена