Иоганн Себастьян Бах

(1685—1750)
Иоганн Себастьян Бах

Немецкий композитор, органист, много лет служивший в церквах захолустных немецких городков и не получивший при жизни подлинного признания. В творчестве Баха впервые проявилось то, что стало характерным для немецкого искусства последующих веков: стремление к философскому обобщению событий и в то же время тонкое проникновение в мир человеческой души.

Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 г. в небольшом немецком городке Эйзенахе. Предки Баха издавна славились своей музыкальностью. Известно, что прапрадед композитора, булочник по профессии, играл на цитре — струнном музыкальном инструменте, отдаленно напоминающем арфу. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. В конце концов, каждого музыканта в Германии начали называть Бахом и каждого Баха — музыкантом.

Первые навыки игры на скрипке мальчик получил от отца, скрипача и городского музыканта. Маленький Бах имел превосходный голос (сопрано) и пел в хоре городской школы. Никто не сомневался в его будущей профессии: мальчик должен был стать музыкантом. Девяти лет ребенок остался сиротой. Его воспитателем стал старший брат, служивший церковным органистом в городе Ордруфе. Брат определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке.

Брат Баха довольно холодно относился к музыке: его занятия проходили однообразно и скучно и только мучили пытливого десятилетнего мальчика, который вынужден был использовать любые возможности самообразования.

Проведав, что в запертом шкафу брат хранит тетрадь с произведениями прославленных композиторов, мальчик тайком по ночам доставал ее и при лунном свете переписывал ноты. Эта тяжелейшая работа длилась шесть месяцев, и зрение будущего композитора было сильно повреждено. Каково же было огорчение ребенка, когда брат застал его однажды за этим занятием и отобрал уже переписанные ноты!

Пятнадцати лет от роду Иоганн Себастьян решил начать самостоятельную жизнь — переехал в Люнебург, чтобы учиться в местной гимназии. Закончив ее в 1703 г., юноша мог поступить в университет, но обстоятельства заставляли его заботиться о средствах к существованию.

На своем веку Бах несколько раз вынужден был переезжать из города в город в поисках нового места работы. Как правило, его заставляли делать это одни и те же причины — нищенская плата и унизительное, зависимое положение. Но, несмотря на тяготы жизни, его никогда не покидало стремление к совершенствованию своих навыков и оттачиванию божественного дара. Его манили новые знания — с неутомимой энергией он изучал музыку не только немецких, но также итальянских и французских композиторов. Он пользовался любым случаем свести личное знакомство с выдающимися музыкантами, чтобы изучить манеру их исполнения. Доходило до того, что однажды, стремясь к такому знакомству, но, не имея на поездку денег, молодой Бах отправился в другой город пешком, чтобы послушать игру прославленного органиста Букстехуде.

Композитор неуклонно отстаивал свои взгляды на музыку и личное отношение к творчеству. С особой любовью Бах изучал и широко использовал в своих произведениях народные немецкие песни и танцы, что шло вразрез с преклонением придворного общества перед иностранной музыкой. Произведения иностранных композиторов тщательно изучались им вовсе не с целью слепого подражания — обширные и глубокие знания помогали ему совершенствовать и отшлифовывать свое собственное, оригинальное композиторское мастерство.

Композиторский гений Баха при жизни не получил признания. Однако талант музыканта проявлялся и в другой области — он был лучшим среди своих современников исполнителем на органе и клавесине. В импровизациях за органом его мастерство было непревзойденным, и это признавали даже его соперники и недоброжелатели.

Однажды Бах был приглашен в Дрезден для участия в соревновании с Луи Маршаном — гремевшим тогда в музыкальном мире французским органистом и клавесинистом. Однако сразу после предварительного знакомства музыкантов, состоявшегося накануне и позволившего Маршану услышать исполнения Баха, французский виртуоз поспешно уехал, тем самым признав неоспоримое превосходство соперника. В другой раз, в городе Касселе, Бах исполнил соло на педали органа, чем восхитил и изумил ценителей органной музыки... Подобные успехи не кружили Баху голову, он всегда оставался скромным и трудолюбивым человеком, а на вопрос, как удалось ему достичь такого совершенства, неизменно отвечал: «Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же».

В 1708 г. Бах перебрался в Веймар, где получил службу придворного музыканта и место городского органиста. Это был лучший период творчества композитора — именно в Веймаре Бах создал лучшие органные сочинения. Среди них такие грандиозные по своим масштабам, значительнейшие по содержанию произведения, как Токката и фуга ре минор и знаменитая Пассакалия до-минор.

В 1717 г. Бах был приглашен ко двору принца Кетенского и вместе с семьей переехал в Кетен. В его обязанности входило руководить небольшим оркестром, аккомпанировать пению принца и развлекать его игрой на клавесине. Поскольку это было не очень обременительно, Бах без труда справлялся с работой, а все свободное время отдавал творчеству.

К сожалению, в Кетене не было органа, что вынуждало композитора сосредоточиться главным образом на сочинении клавирной и оркестровой музыки. Написанные в это время произведения для клавира представляют собою вторую (после органных сочинений) вершину в его творчестве. В Кетене были созданы двухголосные и трехголосные инвенции — небольшие фантазийные музыкальные пьесы (трехголосные инвенции Бах называл «симфониями»). Эти пьесы композитор создавал специально для занятий со своим старшим сыном Вильгельмом Фридеманом. С этой же целью были созданы сюиты «Французские» и «Английские». В Кетене Бах закончил первый том большого труда под названием «Хорошо темперированный клавир» — его составили 24 прелюдии и фуги. Тогда же появилась на свет и известнейшая «Хроматическая фантазия и фуга ре минор».

В 1723 г. Бах перебрался в Лейпциг. При церкви св. Фомы существовала певческая школа, и здесь Бах занял должность кантора — руководителя хора. Однако это были далеко не все его обязанности. Ему приходилось также обеспечивать силами школы удовлетворение музыкальных нужд главных церквей города и, кроме того, отвечать за состояние и качество церковной музыки. Вдобавок Бах был принужден исполнять предписания, которые стесняли его личную свободу. Так, например, ему было запрещено «...выезжать из города без разрешения господина бургомистра».

Излишне говорить, что принятие подобных условий не могло не ограничивать его творческие возможности, тем более что даже в отношении того, что писать, он имел строгие инструкции — ему предписывалось сочинять для церкви такую музыку, которая бы «не была слишком продолжительной, а также... опероподобной, но чтобы возбуждала в слушателях благоговение». Однако, жертвуя многим, Бах никогда не предавал того, что считал главным в жизни, — свои убеждения художника и творца. Именно это позволяло ему на протяжении всей жизни создавать музыкальные произведения, поразительные по форме, грандиозные по внутреннему богатству.

Вот и в Лейпциге, несмотря на стесненность положения и ограничения, налагаемые на его творческие возможности, Баху удалось создать свои лучшие вокально-инструментальные композиции. Именно здесь он сочинил большую часть из 250 созданных им кантат, «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», Мессу си минор. «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею» (или «пассионы») — это музыкальные повествования о страданиях и смерти Иисуса Христа, соответствующие описаниям евангелистов Иоанна и Матфея. К ним примыкает и Месса, близкая «Страстям» по содержанию. Источником этих произведений являлись хоровые песнопения, звучавшие прежде в католической церкви. Однако музыка Баха выходит далеко за рамки церковной службы. Она представляет собой монументальные произведения концертного характера, в исполнении которых участвуют солисты, хор, оркестр и орган. Художественное значение кантат, «Страстей» и Мессы неоценимо. Это третья — и самая высокая — вершина творчества композитора.

Как и прежде, музыка Баха не могла удовлетворить церковное начальство — ее находили слишком яркой, красочной и человечной. В сущности, так оно и было: эта музыка не только не отвечала благочестивым настроениям, но даже явно противоречила той атмосфере строгости и отрешения от всего земного, что насаждалась католической церковью.

Создавая крупные вокально-инструментальные произведения, Бах находит время писать и музыку для клавира. Знаменитый «Итальянский концерт» был сочинен почти в одно время с Мессой. Позже Бах закончил второй том «Хорошо темперированного клавира» — в него вошли новые 24 прелюдии и фуги.

В Лейпциге существовала так называемая «Музыкальная коллегия» — общество любителей музыки, которое устраивало концерты светской, а не церковной музыки для жителей города, — и в ее деятельности Бах, несмотря на огромную творческую работу и служебные обязанности в церковной школе, тоже принимал активное участие. В концертах «Музыкальной коллегии» Бах с большим успехом выступал как солист и дирижер и специально для них написал много оркестровых, клавирных и вокальных произведений светского характера.

Наверное, это была одна из немногих отдушин его жизни. Основная работа Баха, связанная с руководством школой певчих, приносила ему лишь огорчения и неприятности. Церковь отпускала на школу мизерные средства, денег всегда не хватало, мальчики-певчие голодали, были плохо одеты. Уровень их музыкальных способностей тоже оставлял желать лучшего — церковные власти частенько набирали певчих, вовсе не считаясь с мнением кантора. Напрасно Бах обращался к городскому начальству, призывая помочь хотя бы в оснащении оркестра, насчитывавшего всего четыре трубы и четыре скрипки!.. Прошения о помощи школе оставались без внимания, а композитору приходилось отвечать за все.

Музыкант по-прежнему находил отраду в творчестве и семье. Сыновья Баха — Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоганн Христиан — выросли и сами оказались талантливыми музыкантами. Бах успел увидеть, как они становятся известными композиторами. Анна Магдалена Бах, вторая жена композитора, тоже была чрезвычайно музыкальна, обладала красивым, сильным сопрано и прекрасным слухом. Хорошо пела и старшая дочь Баха. Для самых близких ему людей, для своей семьи, Бах сочинял вокальные и инструментальные ансамбли.

Серьезная болезнь глаз омрачила последние годы жизни композитора, а после неудачной операции Бах ослеп. Это не стало преградой для его творчества — он продолжал сочинять, а музыку записывал кто-нибудь из близких под его диктовку. В обществе смерть Баха осталась почти не замеченной, а скоро о нем и вовсе забыли. Судьба жены и младшей дочери Баха сложилась печально — десять лет спустя Анна Магдалена умерла в доме призрения, а дочь Регина влачила нищенское существование. В последние годы ее тяжелой жизни ей помог Бетховен...

Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после смерти, и огромную роль в этом сыграл немецкий композитор Мендельсон: в 1829 г. под его управлением было публично исполнено величайшее произведение Баха — «Страсти по Матфею». В Германии же было впервые издано и полное собрание баховских сочинений. Музыка Баха звучит по всему миру в исполнении музыкантов самых разных национальностей и школ, по-прежнему поражая мастерством и совершенством, красотой и вдохновением. «Не ручей! — Море должно быть ему имя...» — сказал о Бахе великий Бетховен.


Скачать бесплатно классическую музыку
Баха